Мэри Олсон, Дайан Д’Арриго и Тим Джадсон из Службы информации и ресурсов по ядерной энергии (The Nuclear Information & Resource Service, NIRS) отдают дань памяти Майклу Мэриотту.
NM824.4559 — 16 мая 2016 года, после трехлетней мужественной борьбы с раком поджелудочной железы, в возрасте 63 лет ушел из жизни Майкл Мэриотт. Он скончался дома, в окружении семьи, оставив жену Таню, их дочерей Зоряну и Катерину, свою бывшую жену и друга Линн, их детей Николь и Ричарда, а также свою сестру Джули, брата Джеффа и невестку Маршейлу. И еще после него осталось закаленное, опытное и растущее антиядерное движение, которому предстоит еще немало побед.
Несомненно, если бы в середине 1980-х Майкл Мариотт не решил посвятить себя борьбе с ядерной индустрией, многие дела обстояли бы сейчас иначе. Майкл не смог бы сделать то, что он сделал, без NIRS, и многие тысячи людей, которые связаны с NIRS, не смогли бы достичь тех результатов, которых достигли, без Майкла у руля. Вот наш рассказ о том, как это было.
Беспристрастная страсть: Будучи самым умным почти в любой компании, он никогда не ограничивался только своим собственным анализом, всегда глубоко копая, уточняя, проверяя факты. Майкл был журналистом и организатором, и по сути именно эти его таланты помогли ему стать таким искусным лидером гражданского антиядерного движения США. Иногда беспристрастность Майкла ошибочно принимали за безразличие, но он не вмешивался, со стороны наблюдая, как встают на место кусочки паззла. Способность Майкла с точностью ястреба сконцентрироваться на ключевом моменте, который может повлечь перемены, а затем написать текст, который может побудить тысячи людей к действиям, была для нас источником энтузиазма, благодаря которому за 30 с лишним лет было одержано столько побед.
Приверженность Майкла к сбору доказательств и документации создавала основу для надежной и достоверной информации и в любом направлении деятельности. Он полностью поддерживал и иногда осуществлял ненасильственные прямые действия.
Писательство: На протяжении всех 30 с лишним лет в NIRS Майкл увлеченно писал. Он вступил в NIRS в феврале 1985 года в качестве автора и редактора Groundswell, издания для низовых антиядерных активистов. Для этого издания Майкл написал статьи (в том числе «Ядерная энергия – не решение проблемы изменения климата»), которые можно назвать классикой – при переиздании сегодня они едва ли нуждаются в обновлении. NIRS зарекомендовал себя в качестве надежного источника информации о работе объектов атомной промышленности, которая дважды в месяц публиковалась в «Ядерном мониторе». В доинтернетную эпоху эта публикация была единственным регулярным и доступным источником информации о деятельности ядерной индустрии. Несмотря на желание уйти в сферу социально ответственного инвестирования, Майкл остался с NIRS, чтобы распространять информацию об опасностях ядерной энергии и ее топливного цикла.
Майкл поддерживал в «Ядерном мониторе» жизнь и расширил его, когда перестал издаваться Groundswell (около 1989 года). К 2000 году, он, имея семь сотрудников и будучи слишком занят в других направлениях работы NIRS, не мог писать так же много, как прежде. Передача «Ядерного монитора» была ключевым элементом объединения в том же году с Всемирной службой информации об энергетике (WISE), которая продолжает регулярно издавать «Ядерный монитор» совместно с NIRS.
Приверженность Майкла к документированию проявилась вновь в его ежедневном журнале регистрации событий, когда в 2011 году произошла авария на АЭС Фукусима. Зачастую вебсайт NIRS сообщал новости, которые передавались другими источниками днями и неделями позже. Столько же света Майкл пролил на постчернобыльскую эру, посетив в 1996 году Припять и организуя поездки туда для групп экспертов и активистов. Он был в Германии во время массовых протестов против транспортировки ядерных отходов к месту хранения в 1997 и 1998 годах. Во время этих поездок Майкл работал над созданием рабочей сети NIRS / WISE, глобальной сети низовых «ретрансляторов». В 2006 году в Киеве европейской частью этой сети, Майклом и Таней Мурзой (ставшей впоследствии его женой) была организована крупная конференция, посвященная 20-летию чернобыльской катастрофы.
GreenWorld (www.safeenergy.org) – блог Майкла, с помощью которого он вернулся к своей первой любви: глубокий, внятный, зачастую язвительный репортаж о положении дел в ядерной индустрии. Он начал его в 2013 году, когда передал пост исполнительного директора NIRS Тимоти Джадсону. Майкл стал президентом NIRS, а GreenWorld – его главной платформой. Последний пост ‒ об Exelon, «самой жадной электроэнергетической компании» США ‒ написан 2 мая, всего за две недели до смерти.
В 1981 году Майкл стал основателем и редактором альтернативного еженедельника, который превратился в Washington City Paper. Майкл продолжал работать над изданием в разных ролях, в том числе главного редактора, до 1985 года, когда вступил в NIRS.
Законодательная деятельность: За те 30 с лишним лет, что Майкл возглавлял NIRS, мы проиграли несколько законодательных сражений, но выиграли гораздо больше, и самой главной причиной этого было умение Майкла «считать голоса». Он умел это делать лучше всех. Он удерживал в голове целый космос маленьких кусочков информации, собранных им в разных измерениях, которые складывались в очень точное представление о том, кто в Конгрессе на нашей стороне, кто безнадежен, и как склонить на свою сторону других. NIRS проиграл, когда Конгресс дал обратный ход тому, что было огромной законодательной победой NIRS в области лицензирования реакторов, приняв закон, разрешивший упрощенную «одноступенчатую» процедуру лицензирования новых реакторов… Но нет худа без добра: одновременно была запрещена так называемая политика «вне регулирующего контроля», которая позволила бы оставить без надзора Комиссии по ядерному регулированию около четверти так называемых низкоактивных отходов ядерной энергетики и хранить их на обычных свалках промышленных отходов. Майкл не был фундаменталистом, он был реалистом. И при этом он твердо верил, что люди являются реальной силой.
В 1995 году, чтобы противостоять усилиям ядерной индустрии и правительства превратить Юкка Маунтин в Неваде, на земле западных шошон, в общенациональную свалку высокоактивных ядерных отходов, Майкл инициировал кампанию «Остановим мобильный Чернобыль». Инициатива увенчалась успехом: вопреки желанию ядерной индустрии, закон о политике в области обращения с ядерными отходами не получил поправки, которая позволила бы перевозку высокоактивного отработавшего ядерного топлива в Юкка Маунтин еще до того, как это место было бы признано окончательным захоронением ядерных отходов. Благодаря привлечению населения на пути следования ядерного транспорта наше сообщество значительно расширилось, и кампания «Остановим мобильный Чернобыль» позволила заложить основу сети сторонников NIRS в то самое время, когда появились средства организации онлайн и электронная почта.
В годы президентства Буша и при переходе к администрации Обамы Майкл и NIRS играли координирующую роль в большой коалиции национальных групп, выступающей против предоставления ядерным проектам «кредитных гарантий» за счет налогоплательщиков и других субсидий ядерной промышленности. Коалиции удалось остановить продление срока действия этой программы раз за разом и добиться более тщательной проверки реализации программы кредитных гарантий в целом. Благодаря работе Майкла по привлечению и призыву к действиям общественности в Конгресс в тот период поступили сотни тысяч электронных обращений.
Электронная организация: Благодаря Майклу, у NIRS есть электронная база данных ее сторонников с начала 1990-х годов. Как только стал возможен выход в интернет по коммутируемым телефонным линиям, он создал самую первую электронную доску объявлений, куда могли писать антиядерные активисты. Когда был создан вебсайт NIRS, Майкл стал его библиотекарем, лично публикуя тысячи документов в публичном пространстве, откуда можно скачать любой из них (www.nirs.org). Как только появился email, Майкл создал электронные листы рассылки. А когда стали доступны крупные онлайн сервисы для электронных рассылок, Майкл помог расширить круг сторонников NIRS до десятков тысяч.
Правовая деятельность: Майкл поддержал множество низовых общественных кампаний против строительства и эксплуатации ядерных реакторов. Эта работа включала сбор и анализ информации, наем экспертов, обращения в суд, отслеживание различных действий в Конгрессе и Комиссии по ядерному регулированию, освещение хода дел в публикации NIRS. Майкл сам вышел на ринг в 2008 году от имени «Чесапикской коалиции за безопасную энергию» в судебном процессе против строительства третьего реактора на АЭС Калверт-Клифс возле Вашингтона, округ Колумбия. Коалиция выиграла дело, остановив строительство реактора по причине «иностранного владения», во многом благодаря решительному обвинению, предъявленному Майклом американской компании Constellation и ее французского партнеру Electricité de France. Отказ Комиссии по ядерному регулированию в выдаче разрешения на строительство 3-го энергоблока АЭС Калверт-Клифс стало первым случаем, когда общественность одержала верх над выдачей разрешения на работу реактора и одним из множества достижений Майкла в продолжительной деятельности за отказ от атомной энергии. Таким же образом было предотвращено строительство тем же иностранным партнерством 3-го энергоблока на АЭС Найн-Майл-Пойнт на озере Онтарио в штате Нью-Йорк.
Когда совместно с местными нью-джерсийскими организациями NIRS выступил против продления срока эксплуатации АЭС Ойстер-Крик, впервые были организованы полномасштабные общественные слушания, а претензия принята Советом по лицензированию и атомной безопасности. Претензия была основана на требовании остановить эксплуатацию реактора типа Mark 1, аналогичного тому, что эксплуатировались на АЭС Фукусима, при наличии серьезного повреждения корпуса реактора коррозией, из-за которого во множественных местах толщина стенок корпуса истончилась вдвое.
Майкл, вместе с сотрудниками NIRS и членами Союза обеспокоенных ученых участвовал в обнаружении коррозии корпуса реактора на АЭС Дэвис-Бесс и требовании расследования в отношении халатности Комиссии по ядерному урегулированию по этому факту. Эти действия, возможно, спасли мир от ядерной трагедии возле Толидо, штат Огайо, в 2002 году, на полпути между Чернобылем и Фукусимой.
NIRS участвовал в успешном судебном разбирательстве по поводу не отвечающих требованиям радиологических стандартов для проекта захоронения высокоактивных отходов в Юкка Маунтин.
Низовые инициативы: Все, что NIRS удалось сделать, стало возможным благодаря вовлеченности местного населения во всех 50-ти штатах, в Вашингтоне и в других странах. Какая бы ни стояла задача: пролить свет на недостатки федерального законодательства, подтолкнуть Конгресс к принятию правильного решения, собрать средства для оплаты работы экспертов – все это возможно только при участии сотен и зачастую тысяч сторонников и соратников NIRS. Майкл верил в то, что вместе мы сила. Ему доводилось работать над крупномасштабной мобилизацией людей. Он был частью объединения MUSE («Музыканты вместе за безопасную энергию»), организовавшего серию концертов против атомной энергии в «Мэдисон-сквер-гарден» в Нью-Йорке и возле Капитолия в Вашингтоне в 1979 году и в Маунтин-Вью, Калифорния, в 2011 году после фукусимской аварии.
По инициативе Майкла в 1998-2001 годах было проведено шесть лагерей действий для подготовки общественных активистов, а 2007 и 2008 годах – два «климатических собрания», посвященные вопросам атомной энергетики и ненасильственных прямых действий. Майкл считал, что NIRS и его сообщество должны быть лидерами движения в защиту климата. Он мобилизовал наше сообщество к участию в Народном климатическом марше в 2014 году и Народном климатическом саммите в Париже в 2015 году. Майкл умел двигать движение. При этом он был совершенно не склонен к драматизму, что зачастую сопровождает некоторые долгосрочные руководящие роли. Это было бесценное качество, благодаря которому штат NIRS мог работать, исследовать, просвещать, организовывать и координировать защитников безопасной энергии по всей стране и миру.
Победы: Наверное, ни одна из них не принадлежит Майклу в большей степени, чем сотням и тысячам сопричастных активистов, но он вложил в каждую из них все свои жизненные силы, мужество и убеждения.
Закрытие атомных реакторов
За то время, пока Майкл находился у руля NIRS, были закрыты следующие реакторы:
- Биг Рок Пойнт (Big Rock Point),
- Кристал Ривер 3 (Crystal River 3),
- Коннектикут Янки (Connecticut Yankee),
- Кьюони (Kewaunee),
- Янки Роу (Yankee Rowe),
- Мэн Янки (Maine Yankee),
- Милстоун 1 (Millstone 1),
- Сан-Онофре 1, 2, 3 (San Onofre 1, 2, 3),
- Шорхам (Shoreham),
- Троян (Trojan),
- Зайон 1, 2 (Zion 1, 2),
- Ранчо Секо (Rancho Seco),
- Форт Сент-Врейн (Fort St. Vrain),
- Вермонт Янки (Vermont Yankee).
Против новых реакторов
NIRS и рабочая сеть низовых активистов при поддержке NIRS оспаривали каждый случай строительства и выдачи разрешения на эксплуатацию новых ядерных реакторов в США.
Ядерный топливный цикл
Майкл оказывал поддержку и защиту доведенному до нищеты афроамериканскому сообществу в Гомере, Луизиана, выступая от его имени, благодаря чему удалось остановить проект завода по обогащению урана, предложенный крупным американо-европейским консорциумом. Решение Комиссии по ядерному регулированию отказать в разрешении на строительство этого предприятия стало примером победы экологического права на ранней стадии, которое включено в учебники по правоведению. После того, как этот проект был изгнан из штата Теннесси, NIRS защитил от него еще и Нью-Мексико.
Экономика энергетики
Майкл позаботился о том, чтобы перспективные социально ответственные инвесторы были полностью осведомлены колоссальном финансовом фиаско ядерных проектов, включая 99 случаев отказа от строительства реакторов, в которые уже были вложены значительные средства из, например, пенсионных фондов. Он сотрудничал с единомышленниками в других странах в целях предотвращения инвестиций в строительство АЭС и предприятий ядерного топливного цикла.
Так называемые низкоактивные отходы
Благодаря поправкам к закону о политике в области низкоактивных отходов от 1985 года индустрия и правительство удвоили свои усилия, направленные на размещение новых хранилищ. NIRS, при сильной поддержке Майкла, участвовал в кампаниях против проектов новых неизолированных захоронений так называемых низкоактивных отходов (некоторые виды которого более радиоактивны, чем высокоактивные оружейные отходы) в 20 штатах, ослабления законодательства и перекладывания ответственности за отходы АЭС на штаты. Майклу принадлежит важная роль в большой победе над политикой ослабления радиационного контроля со стороны Комиссии по ядерному регулированию в 1992 году, и ему пришлось еще 11 раз выдержать эту битву против Комиссии и других федеральных агентств, ведомств отдельных штатов, а также международных институций.
Высокоактивные отходы / «Мобильный Чернобыль»
За время работы Майкла были остановлены проекты захоронений радиоактивных отходов в:
— Теннесси,
— Восточной Вирджинии,
— Резервации мескалеро-апачей (Нью-Мексико),
— Резервации гошутов Скалл Валли (Юта),
— Юкка-Маунтин, земля западных шошон (Невада).
Фонд, созданный для финансирования территорий, которые согласились бы разместить у себя полигон для захоронения радиоактивных отходов, был расформирован, и 25 племен вернули «взятку» министерству энергетики.
Кампания «Остановим мобильный Чернобыль» была направлена на информирование общественности о транспортировке ядерных отходов и поддержку наложенного президентом Клинтоном вето на пересмотр Закона о политике в сфере обращения с ядерными отходами.
Министерство энергетики отозвало заявку на эксплуатацию захоронения в Юкка-Маунтин, Комиссия по ядерному регулированию прекратила ее рассмотрение (вплоть до отмены решения судом).
МОКС / плутоний
Майкл бросал вызов каждому шагу программы по использованию МОКС-топлива (ядерного топлива, содержащего оксиды урана и плутония) и вмешивался в каждый шаг ее лицензирования.
Изменение климата
В 2006 году при участии Майкла был создан международный альянс антиядерных групп к климатическим переговорам ООН в Копенгагене, благодаря чему удалось не допустить признания атомной энергии в качестве решения климатической проблемы. В 2014 году он координировал мобилизацию тысяч антиядерных активистов для участия в Народном климатическом марше за безъядерное и безуглеродное будущее.
Отличное 30-минутное интервью с Майклом, записанное в 1998 году в Северо-восточном лагере действий за безъядерную Новую Англию, доступно онлайн. В нем Майкл всесторонне обрисовывает ситуацию с ядерной энергетикой в мире, рассказывает о своей поездке в Чернобыль и о претензиях к ядерной отрасли в Европе и США: www.youtube.com/watch?v=wVyqiURd8eg
Некрологи о Майкле опубликовали The Washington Post и New York Times:
http://www.nytimes.com/2016/05/24/us/michael-mariotte-a-leading-antinuclear-activist-dies-at-63.html