Хронология безъядерной Швейцарии: решение близко

Нильс Эпрехт (Nils Epprecht), Швейцарский энергетический фонд (Schweizerische Energie-Stiftung)  

NM823.4555 Энергетическая стратегия Швейцарии вступает в период, который будет иметь важные последствия: «Стратегия развития энергетики на период до 2050 года», принятая парламентом перед летними каникулами, предусматривает развитие возобновляемой энергии. А осенью ожидается гвоздь программы – национальный референдум по вопросу постепенного отказа от атомной энергии. Таким образом, запаздывающая энергетическая трансформация Швейцарии сможет наконец набрать скорость – или ее робкие шаги снова затопчет дюжая консервативная электроэнергетика.

Давайте рассмотрим события последних восьми лет.

 

2008: Планируются новые реакторы

В 2008 году все, казалось бы, шло своим чередом, как вдруг три крупных швейцарских производителя электроэнергии – Axpo, Alpiq и BKW – один за другим подали в правительство заявки на строительство реактора типа EPR (европейский реактор с водой под давлением). Новые реакторы должны прийти на смену трем стареющим – и, по признаниям их операторов, небезопасным – реакторам Мюленберг (сдан в эксплуатацию в 1972 году), Безнау-1 и Безнау-2 (1969 и 1971 гг. соответственно) и вместе с оставшимися реакторами Гёсген (1979) и Лейбштадт (1984) обеспечить швейцарской ядерной энергетике будущее.

Так как в Швейцарии вопрос строительства новых реакторов решается референдумом, таковой был запланирован на 2012 год. В то же время активизировался поиск места окончательного захоронения ядерных отходов – это одно из условий для появления новых реакторов. Протестные настроения не казались сторонникам ядерной энергии непреодолимыми.

 

2011: Поворотный момент

Поворотной точкой стало 11 марта 2011 года – авария на АЭС Фукусима и ее глобальные последствия. Последовавшее решение Германии ускорить принятый в 2000 году отказ от ядерной энергии вызвало – как и многие другие решения большого соседа – обсуждение темы в Швейцарии. В июне 2011 года швейцарское правительство также приняло решение о «постепенном» отказе от ядерной энергии. Строительство новых реакторов должно быть запрещено; в отличие от Германии, даты закрытия существующих АЭС установлены не были.

Министр энергетики Швейцарии оказался в новой политической реальности: референдум за строительство новых реакторов через год после фукусимской катастрофы ждал очевидный провал. Вследствие чего правительством была разработана всеобъемлющая стратегия, демонстрирующая способы замены 33-процентной доли атомной энергии в энергобалансе Швейцарии. В полный комплект предложений включены также меры по средне- и долгосрочному сокращению от зависимости от ископаемого топлива. Таким образом, решение по отказу от ядерной энергии стало полным поворотом в энергетической политике. В рамках подготовки первого пакета «Стратегии развития энергетики на период до 2050 года» внесению изменений должны подвергнуться не менее десяти правовых актов.

Однако не одно только правительство жаждет действий. Спустя всего два месяца после фукусимской аварии – и, следовательно, даже до правительственного решения об отказе – Партия зеленых начала сбор подписей в рамках национальной общественной инициативы за последовательный отказ от ядерной энергии. Помимо запрета на новое строительство, эта инициатива также предлагает ограничить срок эксплуатации действующих реакторов 45 годами. На национальных выборах осенью 2011 года антиядерные партии были явными победителями; политологи говорят об «эффекте Фукусимы».

 

2013: Мельница закона

Последовал неторопливый, растянутый швейцарский законотворческий процесс. Сначала общенациональные консультации по первым вариантам законопроектов. Затем, с 2013 года, обсуждение в обеих палатах парламента, в ходе которого не все первоначально поддержанные намерения остались без изменений. Концепция отказа от ядерной энергии оказалась урезанной: нормативные акты, касающиеся действующих реакторов, остались как можно ближе к своим дофукусимским версиям. Вопреки требованию Комиссии по атомному надзору, в закон не был введен запрет на продление срока эксплуатации реактора свыше 10 лет. Принцип «работает, пока может» остается правилом для существующих реакторов.

 

2015: Потеря памяти

Обсуждение законов еще не завершилось, когда осенью 2015 года на повестке дня встали выборы. В отсутствие ядерного гриба на горизонте в швейцарском политическом ландшафте возобновился общий дрейф в правую сторону. Вместо ядерных катастроф «швейцарским барометром беспокойства» овладели миграционные проблемы. Свой новый подход парламент уже продемонстрировал в продолжающемся процессе консультаций по «Стратегии развития энергетики на период до 2050 года»: законопроект шаг за шагом размывался. Те, кто изначально поддерживал новую стратегию, уже, кажется, готовы проглотить горькую пилюлю под лозунгом «лучше синица в руках, чем журавль в небе».

 

2016: Новые реалии

Инициатива Партии зеленых по отказу от ядерной энергии, ставшая частью правительственной энергетической стратегии на период до 2050 года, в конце концов выносится на голосование грядущей осенью. Но возникают новые реалии: низкие цены на энергию и либерализация рынка электроэнергии создают крупные финансовые проблемы для швейцарских производителей энергии. В марте был обнародован документ компании Alpiq, в котором высказываются соображения о национализации работающих в убыток АЭС.

Компания BKW официально объявила о закрытии своего реактора Мюлеберг в 2019 году, одновременно подав заявку на вывод его из эксплуатации, – разнообразные модернизации, которых требуют надзорные органы на основании уроков фукусимской аварии, слишком затратны. А реактор Безнау-1 не работает уже почти год из-за дефектов корпуса; его будущее под вопросом.

Альтернативы отказу от экономически отмирающей атомной технологии на самом деле не существует, и вопрос лишь в том, как минимизировать – пока только экономический – ущерб. Надзорные органы уже предупредили о том, что риск безопасности реакторов будет расти из-за недостатка инвестиций в заключительные годы их эксплуатации. Фиксированное ограничение срока эксплуатации в 45 лет и связанный  с ним близкий вывод из эксплуатации АЭС Безнау – ясный ответ на эти предупреждения.

Мы сделаем выбор этой осенью. И ответ, который мы должны себе задать, звучит так: «Как наилучшим образом распрощаться с устарелой технологией?» Такой высокотехнологичной и живописной стране, как Швейцария, пора расстаться с антикварной коллекцией реакторов.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s