NM832.4592 Государственная корпорация «Росатом» была создана в 2007 году, руководить ей был назначен Сергей Кириенко. Бывший самый молодой премьер-министр в истории России, правление которого продолжалось несколько месяцев и закончилось экономическим крахом страны в 1998 году, попал в атомную отрасль немного раньше. Несмотря на отсутствие опыта в 2005 году его назначили руководить государственным агентством по атомной энергии. В начале октября 2016 года Сергей Кириенко покинул «Росатом» и занял пост заместителя главы администрации президента, в ведении которого находятся вопросы внутренней политики. На его место назначен Алексей Лихачев — заместитель министра экономического развития.
По всей видимости, у назначения две причины. Лихачев родился в ранее закрытом городе Сарове (Арзамас-16), где находится одно из важных предприятий военной ядерной программы России, а ранее СССР. Они давно знакомы с Кириенко, и, скорее всего, Лихачев назначен в «Росатом» по его рекомендации . Лихачев занимался в МЭРТ международной работой, в том числе участвовал в переговорах по ВТО в 2010 году. Направление по строительству реакторов за рубежом, по всей видимости, является сегодня главным приоритетом «Росатома». Вполне объяснимо, что в госкорпорации появился глава с опытом международных переговоров.
В информационном сопровождении нового кадрового решения было любопытное обстоятельство. До 24 сентября, когда РБК впервые сообщило о будущем назначении Сергея Кириенко в администрацию президента, никаких слухов про главу Росатома не было.
Прошло почти две недели, прежде чем назначение состоялось. За это время появились разные предположения о том, кто будет назначен на его место — обсуждались не имена, а принадлежность нового руководителя. Он мог бы прийти из ФСБ, атомной промышленности, администрации президента. Но все эти слухи оказались беспочвенными.
Это яркая иллюстрация того, что Кириенко собрала очень сильную команду пиарщиков. Все каналы информации из Росатома наглухо перекрыты, и если оттуда и выходила какая-либо важная информация, то исключительно по воле обитателей монструозного здания на Большой Ордынке и никак иначе. Бывали и у них провалы, но чаще это было связано с информацией, поступающей из заграничных медиа, на которые влияние «Росатома» незначительно.
Эта ситуация наглядно демонстрирует степень информационной закрытости, которую создала команда Кириенко. Нет никаких сомнений, случись в России крупная ядерная авария во время руководства «Росатомом» Кириенко — мы вряд ли узнали бы о ней быстро. Примерно, как это было в 1986 году, когда правительство СССР решило до последнего скрывать информацию о реальных масштабах Чернобыля. Информационная закрытость «Росатома» вредна именно тем, что однажды от наличия или отсутствия доступа к информации могут зависеть жизни и здоровье людей. И речь здесь совсем не о гостайне и ядерном оружии. «Росатом» существует на деньги налогоплательщиков, перед которыми должен отчитываться – не о том, сколько спартакиад прошло на атомных станциях, а о реальной безопасности на ядерных объектах.
Наследие Кириенко в Росатоме заслуживает отдельного разговора. Опыт его работы, очевидно, оценивается в Кремле позитивно. Пусть в России строится в два-три раза меньше реакторов, чем было запланировано, пусть случилось немало коррупционных скандалов с арестами высоких чиновников вплоть до заместителей главы корпорации, но портфель заказов на строительство АЭС за рубежом вырос до астрономической суммы свыше 100 млрд долл. Для Кремля, периодически использующего энергетику для давления на неугодные страны, это не только престиж и деньги.
Чтобы оценить эффективность менеджера Сергея Кириенко, нужно все-таки заглянуть внутрь так называемого «портфеля заказов» на новые реакторы. Это совсем не контракты, в которых обозначены сроки, цены и четкие графики возвращения кредитных средств (в подавляющем большинстве случаев Россия дает деньги на строительство АЭС в кредит с нескорой датой возвращения средств). От 80% до 90% заявленных сделок – это договоры о намерениях, имеющие весьма обтекаемые формулировки. В подавляющем большинстве случаев, за подписанием таких бумаг не следует ничего.
В новостях дело нередко представляется таким образом, что можно подумать будто «Росатом» строит атомные реакторы по всему миру. Заказы получены от более двадцати стран, но сейчас реальное строительство энергоблоков происходит, лишь в Китае, Индии и Беларуси. С первыми двумя сотрудничество началось задолго до прихода Кириенко в атомную отрасль. Со всей определенностью можно сказать, что команда Кириенко очень хорошо умела готовить и подписывать бумаги, обеспечивать информационную блокаду отрасли. А вот строить ядерные объекты – это немного не их профиль.
В России ситуация другая – на АЭС работает 35 реакторов, обеспечивающих около 18% электроэнергии в России. Две трети из этих реакторов достаточно старые и в обозримом будущем их надо будет готовить для вывода из эксплуатации. Опробованной технологии для этого пока нет, а стоимость вывода из эксплуатации и демонтажа реактора может составить от половины до полной стоимости нового строительства.
С большой долей вероятности, этот вопрос вскоре станет одним из центральных для работы Лихачева, которому не позавидуешь, если только он планирует работать в «Росатоме» долго. Повторить экономические показатели предшественника ему вряд удастся. Сергей Кириенко пользовался неограниченным доступом к бюджету. Лихачеву возможно придется заниматься выводом реакторов из эксплуатации, что не приносит денег, но влечет астрономические расходы. В ситуации кризиса рассчитывать на такое же щедрое финансирование, как у предшественника, Лихачеву не стоит.
Но это не все наследие, которое оставляет Кириенко. Пиар-команда Кириенко активно работала не только с журналистами, но и с экологическими организациями. Экологическая критика атомной энергетики, особенно на международном уровне, является серьезным фактором риска. В начальный период становления госкорпорации к нам в «Экозащиту» приходили посланники Сергея Владиленовича с просьбой «помочь», а они уж найдут как «отблагодарить». Наша организация отказалась, но были и те, кто не смог устоять.
Лояльность неплохо оплачивалась – через созданный при «Росатоме» общественный совет регулярно распределялись деньги для НКО. Списки получателей одно время публиковались на специальном сайте, пока совет не решил закрыть информацию о получателях. Наиболее ценных и лояльных партнеров даже наградили медалями. Их организации стали как бы невидимыми для Минюста, который более двух лет ведет отчаянную кампанию по включению российских общественных организаций в реестр «иностранных агентов». Практически все, кто отметился в той или иной деятельности с критикой «Росатома», этой участи не избежали.
Символично, что первой экологической организацией в реестре «иностранных агентов» стала «Экозащита!» — официальная формулировка Минюста гласит, что организация наказана за «кампанию по противодействию строительству Балтийской АЭС». Строительство этой атомной станции велось с 2009 года, а в середине 2013 года было остановлено. Через месяц после того, как экологи обнародовали письма от нескольких европейских банков об отказе от участия в финансировании строительства АЭС.
В российских СМИ говорят, что бывший глава корпорации с командой пиарщиков идет в Кремль готовить следующую избирательную кампанию Путина. Подводя итоги почти 11-летнего пребывания Кириенко на посту руководителя атомной промышленности, можно сказать, что в сфере освоения средств и бумажных подвигов бывшему главе «Росатома» найдется мало равных. Кириенко собрал команду, которая знает, как работать с информационными потоками, прессовать неугодных и формировать лояльность.
Владимир Сливяк — сопредседатель российской группы «Экозащита!», WISE Россия