Обзор 2016. Cводка по странам

Франция: В 2015 году французский парламент принял закон о сокращении доли ядерной генерации в производстве электроэнергии к «примерно» 2025 году с 75% до 50%, т.е. до 63,2 ГВт. Неизвестно, сохранится ли этот законодательный сдвиг от атомной энергии к возобновляемой после президентских выборов 2017 года, но так или иначе французская ядерная индустрия переживает тяжелые времена.

Во Франции 58 действующих реакторов и всего один в стадии строительства – реактор типа EPR во Фламанвилле, строительство которого на много лет отстало от графика и втрое превысило изначальный бюджет. Аналогичный реактор, строящийся в Финляндии, также на много лет отстает от графика и втрое превысил бюджет, а Areva и финская энергетическая компания TVO погрязли в затяжном судебном разбирательстве по поводу перерасхода средств.1

Опасения по поводу целостности корпусов реакторов типа EPR возникли в 2015 году и повлекли за собой расследования, которые ведутся до сих пор. В прошлом году скандал разгорелся после того, как французское управление по ядерной безопасности ASN сообщило, что компания Areva предоставила информацию о «несоответствиях в компонентах, произведенных на принадлежащем ей заводе Creusot Forge». Несоответствия были обнаружены в документах, подтверждающих качество изготовленных  на предприятии деталей. Как минимум 400 из 1000 проверенных документов свидетельствовали об отклонениях от норм.2

Как Areva, так и EDF находятся в трудной, мягко говоря, финансовой ситуации ‒ отсюда и спасение от банкротства за счет налогоплательщиков, каковое одобрено правительством в прошлом году.3 Спасение государством компании Areva и ядерной индустрии в целом может обойтись стране, как сообщал в январе Reuters, в 10 млрд евро, и, в дополнение к своему «печальному финансовому положению, Areva охвачена техническими, правовыми и регулятивными проблемами».4

EDF придется потратить около 100 млрд евро на модернизацию своих 58 реакторов к 2030 году в соответствии с новыми требованиями безопасности и с целью продления срока их эксплуатации свыше 40 лет.5

Положение французской атомной промышленности, сказал бывший директор EDF Жерар Манье (Gérard Magnin) в ноябре прошлого года, «плохо как никогда».6 Он указал на множественные случаи остановки реакторов по указанию инспекторов для проведения расследований в конце 2016 года, финансовые затруднения компании, трудности, расходы и риски, связанные с британским проектом Хинкли-Пойнт. Подавая в июле 2016 года в отставку, Манье назвал этот проект «очень рискованным», добавив: «Будем надеяться, что Хинкли-Пойнт не утянет EDF в ту же бездну, в которой находится Areva».

«Многим в EDF давно известно, что у реактора EPR нет будущего – слишком сложный, слишком дорогой, – но они придерживаются своих обязательств и пытаются спасти лицо Франции», – признал Манье в ноябре. «Возобновляемые источники энергии уже способны составить конкуренцию ископаемому топливу и новой атомной энергии, – продолжил он, – например АЭС Хинкли-Пойнт, где EDF собирается построить самый дорогой реактор в мире и поставлять электроэнергию по беспрецедентной цене.6

В июле прошлого года французские финансовые власти совершили проверки в офисах EDF в рамках расследования в отношении оглашенной компанией информации по эксплуатационным затратам во Франции и стоимости реакторов, планирующихся в Великобритании.7

В прошлом году началось официальное расследование в отношении бывшего исполнительного директора Areva Анн Ловержон (Anne Lauvergeon) по поводу ее роли в приобретении ряда урановых шахт в Африке. После состоявшихся в мае 2016 года слушаний Ловержон предстала перед национальным прокурором и была обвинена в умышленном предоставлении фальсифицированных годовых бухгалтерских отчетов, скрывающих списания на сумму 1,8 млрд евро, инвестированных в канадскую горнорудную компанию Uramin в 2007 году. В отношении Ловержон возбуждено официальное расследование по факту «публикации недостоверных отчетов» и «распространения ложной информации».8

США: Реакторы в США продолжают закрываться: количество действующих реакторов за последние пять лет сократилось со 104 до 99. В 2016 году, спустя 43 лет после начала строительства, введен в строй реактор Уоттс-Барр-2 ‒ это первый с 1996 года запуск реактора в США. В стадии строительства находятся четыре реактора ‒ все за рамками графика и бюджета.

В ближайшие годы количество закрывающихся реакторов будет превышать количество вновь запускаемых: по состоянию на 31 января 2017 года 44 реактора из 99 проработали 40 и более лет.9 Однако предпринимаются некоторые усилия по продлению эксплуатации стареющих реакторов ‒ в прошлом году штаты Нью-Йорк и Иллинойс приняли решение выделить огромные субсидии на поддержку старых реакторов.

Возможно, администрация Трампа будет активнее администрации Обамы в помощи стареющим реакторам.10 Но сумма, в которую обойдется это предприятие, может к 2030 году достичь 280 млрд долларов11, и Конгресс может проигнорировать предложения администрации.

В недавней статье на сайте Oilprice.com приведены 10 причин, по которым Трамп не станет лидером ядерного ренессанса.12 Большей частью они касаются экономики: авторы Леонард Хайман и Билл Тиллс отмечают, что производство «такого товара, как электроэнергия, по относительно высокой цене на конкурентном рынке, ‒ не самая выигрышная бизнес-стратегия». Относительно субсидирования стареющих реакторов они пишут: «Штаты Нью-Йорк и Иллинойс запустили программы, которые лучше всего можно охарактеризовать как собес для ядерных стариков. Просто сердце радуется при виде такой щедрости по отношению к старым нерентабельным АЭС. Нам это кажется программой по созданию/сохранению рабочих мест в сельских районах (где высокооплачиваемая работа редкость), выдаваемая за экологически полезное предложение по сокращению углеродных выбросов».

Есть также признаки, что администрация Трампа попытается возобновить проект захоронения высокоактивных отходов в Юкка-Маунтин, ‒ но любую такую попытку ждет затягивание и сопротивление.13 Бывший министр энергетики США Эрнест Мониз отмечал, что «навязывание нежелательного предприятия сопротивляющемуся населению» едва ли будет более успешным в будущем, чем было в прошлом.14

Япония: Только два из 42 «эксплуатируемых» реакторов в стране на самом деле эксплуатируются: Сендай-1 и Иката-3. Сендай-2 был перезапущен, но отключен текущий техосмотр. Такахама 3 и 4 были перезапущены, но выведены из строя по решению суда.

О будущем японской ядерной программы остается только гадать, но перспективные оценки стабильно снижаются. По прогнозам Агентства по атомной энергии ОЭСР и МАГАТЭ, установленная мощность, в 2014 году составлявшая 42,4 ГВт, к 2035 году может сократиться до 7,6 ГВт в связи «с окончательной остановкой реакторов по ряду причин, включая расположение в сейсмоактивной зоне, технологические изъяны, возраст и местное сопротивление».15 До Фукусимской катастрофы планировалось увеличение парка реакторов с существующих 55 до 70-75,общей установленной мощностью 65-70 ГВт.

Еще один реактор был окончательно остановлен в 2016 году (Иката-1) в дополнение к пяти, закрытым в 2015 году и шести реакторам АЭС Фукусима Дайичи, закрытым после аварии в марте 2011 года. Кроме того, в прошлом году было принято решение навсегда закрыть проблемный бридерный реактор Мондзю. Как писал «Ядерный монитор» ранее, несмотря на более 100 млрд долларов, инвестированных в быстрые реакторы, во всем мире действуют всего пять таких реакторов (три из них эеспериментальные) и лишь один находится в стадии строительства (в Индии).16

В конце прошлого года министерство экономики, торговли и промышленности Японии пересмотрело объем затрат на вывод из эксплуатации АЭС Фукусима Дайичи и компенсационных выплат пострадавшим.17 Новая сумма составила примерно 21,5 триллиона иен (175 млрд евро), в четыре раза превысив прежние расчеты, составленные в 2011-12 гг. Непрямые расходы (т.е. импорт топлива, негативное воздействие на сельское хозяйство и рыболовство и т. д.) могут превысить прямые затраты на ликвидационные работы и компенсационные выплаты.

Китай: При 35 эксплуатируемых реакторах (в начале 2016 г. было 30), 22 в стадии строительства и множеством на стадии планирования, Китай остается единственной страной с серьезными планами ядерного развития. Похоже, его темп несколько снизится, так как в 2016 году начато строительство лишь двух новых реакторов. Между 2008-2010 гг. было начато строительство 25-ти реакторов и еще 15-ти в последующие шесть лет.18

Значительное влияние на ядерную программу Китая может оказать общественное мнение.19 В августе 2016 года в акциях протеста против планируемого завода по переработке ядерных отходов в Ляньюньгане приняли участие тысячи граждан, несмотря на предупреждения местного правительства и полиции о противозаконности этих действий. В результате местное правительство приостановило процесс выбора строительной площадки и предварительную разработку проекта. В 2013 году из-за общественной оппозиции был отложен в долгий ящик проект завода по изготовлению ядерного топлива в провинции Гуангдон. Планы строительства АЭС внутри страны встречают сильный протест со стороны населения.

Ядерному развитию могла бы помешать серьезная авария, которая более чем вероятна при неудовлетворительных стандартах ядерной безопасности, слабом регулировании, недостатке прозрачности, преследованиях активистов, худшей в мире системе страхования и кредитной ответственности и повсеместной коррупции. Хэ Цзосю, ведущий китайский ученый, в 2015 году отметил: «На протяжении последних четырех лет повышение стандартов обсуждалось, но оно потребует намного больше инвестиций, что скажется на конкурентоспособности и рентабельности атомной энергии. Цена атомной энергии низка, потому что у нас низкие стандарты».20

Ядерная индустрия не перестает твердить, что извлекла все уроки из Фукусимской катастрофы. Не заключается ли один из этих уроков в том, что закрывать глаза на страны с несоответствующими стандартами безопасности и регулирования в ядерной сфере – плохая идея?

В Индии 22 действующих реактора (совокупная мощность 6,2 ГВт) и пять в стадии строительства. В начале 2015 года Индия заявила о том, что одно из главных препятствий для привлечения иностранных инвестиций преодолено путем объявления мер, позволяющих обойти закон, который не дает поставщикам полной свободы от ответственности за аварии. Но ни одно строительство так и не было начато; на самом деле, последнее строительство началось в 2011 году. Сильная оппозиция общественности – и агрессивная реакция на нее индийского правительства – будет, вероятно, сдерживать ядерное развитие и в дальнейшем.

Как и в Китае, стандарты в области безопасности и регулирования в Индии низки.21 По последней оценке «Инициативы по сокращению ядерной угрозы» (Nuclear Threat Initiative), Индия занимает 21-е место из 25 стран, располагающих ядерными материалами, пригодными для изготовления оружия. Необходимы усовершенствование физической охраны на местах, контроля и отчетности, снижение инсайдерской угрозы, обеспечение защиты материалов при транспортировке, учреждение независимого регулятивного органа, борьба с высоким уровнем коррупции среди госчиновников и наличием групп, заинтересованных и способных незаконно приобрести ядерных материалы.22

В России 35 действующих и 7 строящихся реакторов. В августе прошлого года российское правительство подписало указ о строительстве 11 новых реакторов к 2030 году в дополнение к тем, которые находятся в стадии строительства. Однако аналогичные планы объявлялись и ранее, а реальность оказывалась совершенно иной.23

Некоторые отклонения от заявленного плана уже дали о себе знать. В декабре первый заместитель гендиректора Росатома Александр Локшин отмечал, что нужно сохранить долю атомной энергии в общем энергобалансе на прежнем уровне – 18% вырабатываемой в стране электроэнергии.24 Пересмотр ядерных планов обусловлен, по его словам, стагнацией спроса на электроэнергию. В январе 2017 года Росатом объявил, что проект реактора на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем Брест-ОД-300, одного из упомянутых в августовском указе 11 новых реакторов, откладывается.25

Россия продолжает заключать соглашения о сотрудничестве в сфере атомной энергетики с другими странами, обещая им миллиардные займы, которые не может себе позволить. В прошлом году деятельность Росатома в области ядерного импорта ознаменовалась неудачами: отказался от планов по строительству АЭС Вьетнам, отложила свою ядерную программу ЮАР.

Великобритания: В 2016 год британское правительство одобрило проект Хинкли-Пойнт-Си, включающий строительство двух реакторов типа EPR. Благо это для индустрии или проклятие – станет ясно позднее. Другие проекты с реакторами EPR сопровождаются растущими проблемами: серьезные отставания от графика, впечатляющий перерасход бюджета, продолжающееся расследование по поводу целостности корпуса высокого давления реактора EPR, а также, в случае реактора, строящегося в Финляндии, судебный процесс.

Восемь из 15 британских реакторов будут закрыты в течение следующего десятилетия, и маловероятно, что новые реакторы смогут своевременно заменить собой старые. По уклончивым прогнозам Агентства по ядерной энергии ОЭСР и МАГАТЭ, к 2035 году ядерные генерирующие мощности в Великобритании составят от 0 до 12,2 ГВт (в настоящее время – 8,9 ГВт).15

Страны-новички: Всемирная ядерная ассоциация утверждает, что «более 45 стран активно готовятся приступить к реализации программ в области ядерной энергетики».26 Это утверждение не соответствует действительности. Только две страны-«новичка» действительно строят реакторы – Беларусь и ОАЭ. За последние два года ряд потенциальных «новичков» отложили или отменили свои ядерные планы, в том числе Чили, Индонезия, Вьетнам и Литва (где атомный реактор действовал до 2009 г.).

Есть страны, которые могут присоединиться к ядерному клубу, но они будут скорее исключением. Кроме того, некоторые страны, включая Германию, Бельгию и Тайвань, постепенно отказываются от атомной энергии, а в других, например Швейцарии, АЭС закрываются по причине истечения срока эксплуатации. В прошлом году Тайвань подтвердил свой план отказа от атомной энергии к 2025 году. «Обсуждать здесь нечего. Когда наступит 2015 год, атомной энергетики не станет», – сказал в мае 2016 года министр экономики Тайваня Ли Ши-гуан.27

В Отчете о состоянии мировой ядерной индустрии, опубликованном в июле 2016 года, отмечается, что за последние двадцать лет только две страны начали строить свой первый реактор (Румыния в 1996 году и Иран в 2011 году), в то время как другие две страны свои реакторы закрыли (Казахстан и Литва).28

Большинство побед, достигнутых ядерной индустрии в 2016 году, могут оказаться пирровыми.

Разрешение на строительство реакторов EPR на АЭС Хинкли-Пойнт в Великобритании стать как благом, так и проклятием для индустрии. Даже если строительство пойдет в соответствии с планом и бюджетом, неприлично огромные суммы дотаций настроят британскую общественность против атомной энергии на ближайшие десятилетия. Большая часть британского истеблишмента ‒ и даже аристократии ‒ уже не ободряет проект и быстро перейдет к критике, если и когда он столкнется с отставанием от графика и разбуханием бюджета.

Россия объявила план строительства новых 11 реакторов, но едва ли все они будут построены, скорее, построено будет лишь несколько, а то и не одного.

Референдумом 27 ноября прошлого года в Швейцарии было отклонено предложение наложить временные ограничения на срок эксплуатации пяти действующих в стране реакторов.29 Тем не менее, дофукусимские планы строительства новых реакторов забыты. Швейцария движется от отказу от атомной энергии по мере завершения сроков эксплуатации своих реакторов. Первый из них должен быть остановлен в 2019 году, остальные будут, по всей вероятности, закрыты к концу 2020-х гг. (или к 2034 г., согласно Nuclear Energy Insider30) – это практически тот же итог, что предусматривался отвергнутым на референдуме предложением.

В Швеции ядерная индустрия определенно одержала несколько побед в 2016 году, но, возможно, не столь значительных. В стране больше не существует окончательного срока отказа от ядерной энергии, а есть только юридически необязательное стремление расстаться с атомной энергетикой к середине столетия и (противоречащее этому) намерение перейти к полностью возобновляемой энергетике к 2040 году; существующие реакторы могут быть заменены новыми (на тех же площадках); будет отменен налог на мощность ядерной установки.31

Однако планов строительства новых реакторов нет, и едва ли появятся в обозримом будущем. Поддержание существующих реакторов в рабочем состоянии представляет определенную трудность. Один из реакторов остановлен в 2015 году (после чего осталось девять), и еще трех ждут закрытие в конце 2020 года. Магнус Халл, директор компании Vattenfall, крупнейшим в Швеции оператором АЭС, в июне 2016 года отметил: «Даже при отмене налога на мощность рентабельность останется сложной задачей. Низкие цены на электроэнергию давят на всех производителей энергии, и мы будем по-прежнему стремиться к снижению себестоимости».32

«ЮАР формально запускает программу нового строительства», ‒ сообщил в декабре прошлого года Nuclear Engineering International.33 Но в действительности планы строительства новых реакторов откладываются: последний из вариантов – 1,4 ГВт новых ядерных мощностей к 2037 году ‒ сменился самым последним – все планы на новые реакторы могут отправится в мусорную корзину вместе с уходом Джейкоба Зумы с поста президента.34

Программу нового ядерного строительства в ЮАР подрывает коррупция34, и в Бразилии один из крупнейших скандалов в 2016 году разразился в связи с откатами и взяточничеством в ядерной программе страны.35 Коррупция сняла много скальпов, не в последнюю очередь Отона Луиса Пинейро да Силва, которого считают отцом ядерной программы Бразилии и который в августе 2016 года был приговорен к 43 годам лишения свободы. Частично построенный реактор Ангра-3 остается замороженным в связи с коррупционным скандалом и недостатком средств.

В Бельгии в конце 2015 года был продлен на 10 лет срок эксплуатации двух из семи реакторов страны. Но закрытие всех реакторов по-прежнему планируется на конец 2025 года. Не затихает полемика относительно безопасности бельгийских реакторов, в частности Дуль-3 и Тианж-2, включая энергичные попытки политиков и общественности соседних стран заставить Бельгию закрыть эти реакторы. Среди других новостей прошлого года: орган ядерного надзора Бельгии назвал стандарты безопасности предприятия Engie Electrabel «бесстыдно» низкими36, уровень ядерной безопасности пугает37, а всем бельгийцам нужно выдать йодные таблетки.38

Джим Грин (Jim Green), редактор, Nuclear Monitor

Источники:

  1. AFP, 16 Nov 2016, ‘Finnish client ‘alarmed’ by French nuclear industry overhaul’, http://www.nuclearpowerdaily.com/reports/Finnish_client_alarmed_by_French_nuclear_industry_overhaul_999.html
  2. Clément Sénéchal, 16 June 2016, ‘Anomalies and suspected falsifications in the nuclear industry: a dozen countries affected’, http://www.greenpeace.org/international/en/news/Blogs/nuclear-reaction/anomalies-and-suspected-falsifications-Areva-nuclear-energy/blog/56778/
  3. Paul Brown, 2 Dec 2016, ‘Taxpayers face bill for nuclear crisis’, http://climatenewsnetwork.net/taxpayers-bill-nuclear-crisis/
  4. Geert de Clercq / Reuters, 4 Jan 2017, ‘France ready to save nuclear group Areva, regardless of election outcome’, http://www.theglobeandmail.com/report-on-business/international-business/european-business/france-ready-to-save-nuclear-group-areva-regardless-of-election-outcome/article33498170/
  5. World Nuclear News, 11 Feb 2016, ‘EDF faces €100 billion reactor upgrade bill, says audit office’, http://www.world-nuclear-news.org/RS-EDF-faces-EUR100-billion-reactor-upgrade-bill-says-audit-office-1102164.html
  6. Adam Vaughan, 29 Nov 2016, French nuclear power in ‘worst situation ever’, says former EDF director, http://www.theguardian.com/environment/2016/nov/29/french-nuclear-power-worst-situation-ever-former-edf-director
  7. Jillian Ambrose, 22 July 2016, ‘EDF raided by French authorities ahead of Hinkley greenlight’, http://www.telegraph.co.uk/business/2016/07/22/edf-raided-by-french-authorities-ahead-of-hinkley-greenlight/
  8. Michael Stothard, 14 May 2016, ‘Areva ex-chief under formal investigation over UraMin affair’, http://www.ft.com/content/b0800228-1949-11e6-b197-a4af20d5575e
  9. http://www.iaea.org/PRIS/CountryStatistics/CountryDetails.aspx?current=US
  10. Catherine Traywick and Jennifer A Dlouhy, 9 Dec 2016, ‘Trump Team Memo Hints at Big Shake-Up of U.S. Energy Policy’, http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-12-09/trump-team-s-memo-hints-at-broad-shake-up-of-u-s-energy-policy
  11. Tim Judson / Nuclear Information and Resource Service, November 2016, «Too Big to Bail Out: The Economic Costs of a National Nuclear Power Subsidy», http://bit.ly/too-big-to-bail-out-nuclear or https://drive.google.com/file/d/0B2b-a19f3q6ZdnJuajE1ckxKa2c/view
  12. Leonard Hyman and Bill Tilles, 28 Dec 2016, ’10 Reasons Trump Won’t Lead A Nuclear Renaissance’, http://oilprice.com/Energy/Energy-General/10-Reasons-Trump-Wont-Lead-A-Nuclear-Renaissance.html
  13. Jennifer A Dlouhy, 15 Nov 2016, ‘Trump Advisers Eye Reviving Nevada Yucca Nuclear Waste Dump’, http://www.bloomberg.com/politics/articles/2016-11-14/trump-advisers-eye-reviving-nevada-s-yucca-nuclear-waste-dump
  14. Ernest Moniz, 18 Jan 2017, ‘The Way Forward on Nuclear Waste’, http://www.bloomberg.com/view/articles/2017-01-18/the-way-forward-on-nuclear-waste
  15. OECD’s Nuclear Energy Agency and International Atomic Energy Agency, 2016, ‘Uranium 2016: Resources, Production and Demand’, http://www.oecd-nea.org/ndd/pubs/2016/7301-uranium-2016.pdf
  16. 5 Oct 2016, ‘The slow death of fast reactors’, Nuclear Monitor #831, http://www.wiseinternational.org/nuclear-monitor/831/slow-death-fast-reactors
  17. 16 Dec 2016, ‘The economic impacts of the Fukushima disaster’, Nuclear Monitor #836, http://www.wiseinternational.org/nuclear-monitor/836/economic-impacts-fukushima-disaster
  18. Data compiled from IAEA, http://www.iaea.org/PRIS/
  19. 24 Aug 2016, ‘Protests against proposed reprocessing plant in China’, Nuclear Monitor #829, http://www.wiseinternational.org/nuclear-monitor/829/protests-against-proposed-reprocessing-plant-china
  20. Emma Graham-Harrison, 25 May 2015, ‘China warned over ‘insane’ plans for new nuclear power plants’, http://www.theguardian.com/world/2015/may/25/china-nuclear-power-plants-expansion-he-zuoxiu
  21. Greenpeace, 6 June 2016, ‘Greenpeace Publishes New Report On Nuclear Safety’, http://www.greenpeace.org/india/en/Press/Greenpeace-Publishes-New-Report-On-Nuclear-Safety/
  22. Nuclear Threat Initiative, ‘Nuclear Security Index’, Third Edition, p.20, http://www.ntiindex.org/wp-content/uploads/2016/03/NTI_2016-Index-Report_MAR-25-2.pdf

See also http://2016.ntiindex.org/countries/india/?index=theft

  1. Vladimir Slivyak, 24 Aug 2016, ‘Russia plans new reactors but prospects are murky’, Nuclear Monitor #829, http://www.wiseinternational.org/nuclear-monitor/829/russia-planning-new-reactors-prospects-are-murky
  2. NucNet, 27 Dec 2016, ‘Russia Reduces Ambitious Targets To Boost Nuclear Share’, http://www.nucnet.org/all-the-news/2016/12/27/russia-reduces-ambitious-targets-to-boost-nuclear-share
  3. Nuclear Engineering International, 18 Jan 2017, ‘Breakthrough project continues as Brest reactor is postponed’, http://www.neimagazine.com/news/newsbreakthrough-project-continues-as-brest-reactor-is-postponed-5718901
  4. World Nuclear Association, http://www.world-nuclear.org/info/Country-Profiles/Others/Emerging-Nuclear-Energy-Countries/
  5. China Post, 26 May 2016, ‘Gov’t to end nuclear power in 2025: MOEA’, http://www.chinapost.com.tw/taiwan/national/national-news/2016/05/26/467321/Govt-to.htm
  6. Mycle Schneider, Antony Froggatt et al., 2016, ‘World Nuclear Industry Status Report 2016’, http://www.worldnuclearreport.org/IMG/pdf/20160713MSC-WNISR2016V2-HR.pdf
  7. 6 Dec 2016, ‘Switzerland: Referendum rejects quick exit from nuclear power’, Nuclear Monitor #835, http://www.wiseinternational.org/nuclear-monitor/835/nuclear-news-nuclear-monitor-835-6-december-2016
  8. Nuclear Energy Insider, 28 Nov 2016, ‘Swiss reject accelerated closure proposal’, http://analysis.nuclearenergyinsider.com/south-africa-delays-nuclear-build-us-justice-department-blocks-waste-merger
  9. Charly Hultén, ‘Sweden: Parliamentary parties put differences on nuclear energy aside’, Nuclear Monitor #825, http://www.wiseinternational.org/nuclear-monitor/825/sweden-parliamentary-parties-put-differences-nuclear-energy-aside
  10. 14 June 2016, ‘Sweden to allow new nuclear plants; US utility fixes AP1000 build cost’, http://analysis.nuclearenergyinsider.com/sweden-allow-new-nuclear-plants-us-utility-fixes-ap1000-build-cost
  11. 22 Dec 2016, Nuclear Engineering International, ‘South Africa formally launches new build programme’, http://www.neimagazine.com/news/newssouth-africa-formally-launches-new-build-programme-5703891
  12. 6 Dec 2016, ‘Twists and turns in South Africa’s nuclear power program’, Nuclear Monitor #835, http://www.wiseinternational.org/nuclear-monitor/835/twists-and-turns-south-africas-nuclear-power-program
  13. 6 Dec 2016, ‘Brazil’s nuclear power program undone by corruption, Nuclear Monitor #835, http://www.wiseinternational.org/nuclear-monitor/835/brazils-nuclear-power-program-undone-corruption
  14. http://www.wiseinternational.org/nuclear-monitor/834/nuclear-news-nuclear-monitor-834-24-november-2016
  15. http://www.wiseinternational.org/nuclear-monitor/822/belgiums-nuclear-security-scares
  16. http://www.wiseinternational.org/nuclear-monitor/823/nuclear-news-nuclear-monitor-823-4-may-2016

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s