NM844.4647 Согласно Директиве Евратома 2011/70/EURATOM, государства – члены Евратома обязаны представлять полные данные о радиоактивных отходах и планах по обращению с ними. Однако первая попытка Еврокомиссии обобщить эти данные, опубликованная в виде отчета1 15 мая, неполна, так как разные страны используют разные определения, а большинство стран еще даже не начинали подсчитывать, сколько отходов будут производить в будущем.
Проблемы, требующие решения, включают недостаток средств на управление радиоактивными отходами, недостаточное осознание того факта, что ни одна технология окончательного захоронения не нашла применения в отношении высокоактивных отходов, а также стремление половины государств – членов найти окончательное решение за пределами собственных границ.
Готовность Еврокомиссии рассматривать вариант совместного/регионального захоронения как допустимый внушает серьезные опасения. Особенно с учетом того, что многие государства – члены продолжают производить радиоактивные отходы и не имеют планов по сокращению их количества, например путем отказа от использования главного источника этих отходов ‒ атомной энергетики. Отчет Комиссии также свидетельствует о том, что страны, склонные полагаться на региональные решения, запаздывают с необходимыми исследованиями и планированием в сфере обращения с отходами. Комиссия выражает (конечно, не слишком явно) некоторую озабоченность и отмечает, что обсуждение всех этих вопросов должно сопровождаться максимальной прозрачностью и участием общественности.
Перенос предполагаемого срока начала эксплуатации первых предполагаемых захоронений высокоактивных отходов (в Финляндии с 2020 г. на 2022 г., Швеции и Франции с 2020 г. на 2030 г.) свидетельствует о появлении некоторого осознания реальности. Нужно отметить, однако, что всем трем программам еще предстоит преодолеть существенные технологические и социальные препятствия. Особенно интересно видеть отсрочку в Швеции, так как Финляндия рассчитывает на технологию, которая все еще находится в стадии разработки в Швеции, что и является главной причиной задержки.
В обзоре, скорее критическом, содержится много неявных предостережений, ‒ при том, что обычно Еврокомиссия очень дипломатична. Комиссия указывает государствам – членам, что в соответствии с Орхусской конвенцией и законодательством ЕС они обязаны принять информацию, представленную в этом докладе и поступившую в ходе реализации процедур общественного участия, во внимание не только в последующей отчетности (как это делает сейчас Комиссия), но и в конкретных решениях. В том числе в решениях, касающихся строительства новых атомных реакторов и продления срока эксплуатации существующих.
По ряду вопросов государства — члены предпочитают прятать голову в песок. Например, это касается вопроса о том, есть ли в наличии достаточные человеческие ресурсы и инструменты для того, чтобы разобраться с ядерным наследием. Национальные отчеты отвечают на этот вопрос лишь схематично. Другая проблема – независимость национального надзорного органа, который должен контролировать качество управления радиоактивными отходами. Каждое государство – член декларирует гарантию этой независимости, но как показывает практика, этот вопрос куда более сложный и зависит от таких факторов, как наличие независимых экспертов, достаточных финансовых ресурсов, возможностей для проведения независимой научно-исследовательской работы, сложившейся культуры прозрачности и участия общественности, в том числе гарантий от кооптации.
Существует фундаментальный разрыв между информацией, предоставленной государствами – членами относительно средств финансирования программ управления радиоактивными отходами и другой информацией Комиссии. Согласно этому отчету, государства – члены, включая тех, у кого есть программы атомной энергетики, утверждают, что располагают соответствующими средствами. Однако отчет Еврокомиссии по планируемым инвестициям в ядерный сектор до 2050 года, опубликованный 12 мая 2017 года, указывает на нехватку 130 млрд евро в резервных фондах на вывод реакторов из эксплуатации и управление отходами (выделено 133 млрд евро, едва ли половина от необходимых 263 млрд евро).2
Учитывая положение вещей в странах, где вопрос затрат на управление радиоактивными отходами приблизился к реальным вычислениям, т.е. в Германии и Великобритании, необходимость в государственных гарантиях и закупках свидетельствует о том, что этот разрыв реален. Комиссия указывает, что полученной информации недостаточно для того, чтобы надлежащим образом рассчитать, были ли выделены достаточные средства и будут ли они в наличии, когда потребуются. То, что некоторые государства – члены уже заявили о возможной зависимости от финансирования со стороны ЕС, – плохой признак.
Этот отчета Еврокомиссии давно ждали, и он оправдывает худшие опасения. Спустя почти 70 лет применения ядерных технологий в Европе и сотни миллионов евро инвестиций в исследования, мы ни на йоту не приблизились к четкому представлению, как решить проблему ядерного наследия.
Ян Хаверкамп – консультант по вопросам атомной энергетики и энергетической политики для WISE, Гринпис Центральной и Восточной Европы, Гринпис Швейцарии, вице-председатель Nuclear Transparency Watch
Источники:
- The European Commission report and its two staff working documents are posted at:
https://ec.europa.eu/energy/en/topics/nuclear-energy/radioactive-waste-and-spent-fuel
- European Commission, 12 May 2017, ‘Communication from the Commission: Nuclear Illustrative Programme, presented under Article 40 of the Euratom Treaty’, http://ec.europa.eu/transparency/regdoc/rep/1/2017/EN/COM-2017-237-F1-EN-MAIN-PART-1.PDF